Курс общей лингвистики

Курс общей лингвистики
        «КУРС ОБЩЕЙ ЛИНГВИСТИКИ» («Cours de linguistique generale») — курс лекций швейцарского языковеда Фердинанда де Соссюра, опубликованный после смерти автора Ш. Балли и А. Сеше (1916). Главная задача «Курса» — построение научной теории языка. Наука о языке, согласно Соссюру должна отразить два аспекта языковой деятельности. С одной стороны, в ней необходимо описать язык как социальное явление, сформулировать те общественные условия, при которых язык может существовать в качестве особой знаковой системы. С другой стороны, такая наука должна исследовать собственную структуру языка. Поэтому в «Курсе» говорится о двух сторонах науки о языке, которые названы «внешняя лингвистика» и «внутренняя лингвистика». Преимущественное внимание уделяется именно последней. Разработка внешней лингвистики осталась, по-видимому, незавершенным проектом Соссюра.
        В рамках внутренней лингвистики в «Курсе» проводится различие между языком (langue) и речью (parole). Вторую при этом следует рассматривать как актуализацию первого, осуществляемую пребывающим в языковом сообществе индивидом. Все, что индивид актуализирует в речи, уже потенциально присутствует в языке. Речь представляет собой развертываемую во времени (диахроническую) последовательность языковых знаков. Эти знаки включаются в речь в таком порядке, который задан существующей в языке системой отношений. Языковый знак, по Соссюру, представляет собой единство двух составляющих: обозначающего и обозначаемого. Первое есть звуковой образ, воспроизводимый в процессе речи, второе — понятие, выражаемое в речи говорящим. При этом, однако, связь обозначаемого и обозначающего не есть собственное свойство знака и не принадлежит его сущности (постулат произвольности значения; см. Теоретической лингвистики постулаты). Знаки языка не существуют обособленно. Любое свойство знака, в том числе и его способность что-либо обозначать, определено его местом в языке, т.е. совокупностью отношений, связывающих его с другими знаками. В конечном счете, языковый знак есть лишь элемент системы, полностью определяемый отношениями сходства и различия с другими элементами. Поэтому основным исследовательским принципом при изучении всех языковых явлений Соссюр считает системность языка. Наука о языке возможна лишь при условии рассмотрения языка как завершенной системы, определяющей функционирование всех языковых единиц. На этом основании, в частности, Соссюр полагал бессмысленным изучение отдельных слов, напр. с точки зрения их этимологии и истории функционирования в других языках. Слово, как любой языковый знак, понятно лишь благодаря своему месту в синхронически существующей системе данного языка.
        Значение работы Соссюра выходит далеко за пределы теоретической лингвистики. В ней сформулирован важный принцип, определяющий, в конечном счете, как задачи, так и методологию научного познания. Согласно этому принципу, знание не возникает путем наблюдения за отдельными объектами с последующим обнаружением (путем абстракции) их общих свойств и взаимосвязей. Основная задача познания состоит в том, чтобы установить общую логическую форму, или структуру, в рамках которой любой объект может быть понят. Важно, что подобный подход имеет не только эпистемологический, но и онтологический аспект, поскольку общая структура определяет не только познаваемость, но и само бытие объекта. Так, в соссюровской лингвистике языковый знак существует лишь в системе языка. Аналогичную исследовательскую программу в математике примерно в то же время начал осуществлять Д. Гильберт. При аксиоматическом построении геометрии (в работе «Основания геометрии», 1899) он рассматривает ключевые математические понятия как абстрактные объекты, определяемые системой установленных между ними отношений (см. Структурализм в математике). Другая сфера приложения названного подхода — разнообразные исследования в гуманитарных науках (лингвистике, филологии, этнографии, культурологии и др.), проводившиеся в рамках структурализма.
        Г.Б. Гутнер

Энциклопедия эпистемологии и философии науки. М.: «Канон+», РООИ «Реабилитация». . 2009.

Игры ⚽ Поможем сделать НИР

Полезное


Смотреть что такое "Курс общей лингвистики" в других словарях:

  • Курс общей лингвистики — «Курс общей лингвистики» (фр. Cours de linguistique générale, CLG)  наиболее известная[1] работа Фердинанда де Соссюра. Содержание 1 История текста 2 Основные положения …   Википедия

  • История лингвистики —     Лингвистика …   Википедия

  • теоретической лингвистики постулаты —         ТЕОРЕТИЧЕСКОЙ ЛИНГВИСТИКИ ПОСТУЛАТЫ основные принципы существования языка, как системы, сформулированные в современной лингвистике на основании работ Ф. де Соссюра (см. «Курс общей лингвистики»). Эти постулаты нужно рассматривать и как… …   Энциклопедия эпистемологии и философии науки

  • Соссюр, Фердинанд де — В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Соссюр. Фердинанд де Соссюр …   Википедия

  • Фердинан Соссюр — Фердинанд де Соссюр Фердинанд де Соссюр (фр. Ferdinand de Saussure, 26 ноября 1857, Женева  22 февраля 1913)  швейцарский лингвист, заложивший основы семиологии и структурной лингвистики, стоявший у истоков Женевской лингвистической школы. Идеи Ф …   Википедия

  • Фердинан де Соссюр — Фердинанд де Соссюр Фердинанд де Соссюр (фр. Ferdinand de Saussure, 26 ноября 1857, Женева  22 февраля 1913)  швейцарский лингвист, заложивший основы семиологии и структурной лингвистики, стоявший у истоков Женевской лингвистической школы. Идеи Ф …   Википедия

  • Фердинанд Соссюр — Фердинанд де Соссюр Фердинанд де Соссюр (фр. Ferdinand de Saussure, 26 ноября 1857, Женева  22 февраля 1913)  швейцарский лингвист, заложивший основы семиологии и структурной лингвистики, стоявший у истоков Женевской лингвистической школы. Идеи Ф …   Википедия

  • Фердинанд де Соссюр — (фр. Ferdinand de Saussure, 26 ноября 1857, Женева  22 февраля 1913)  швейцарский лингвист, заложивший основы семиологии и структурной лингвистики, стоявший у истоков Женевской лингвистической школы. Идеи Ф. де Соссюра, которого часто называют… …   Википедия

  • Женевская школа — Женевская школа  одна из школ социологического направления в языкознании, непосредственно опирающаяся на идеи «Курса общей лингвистики» Ф. де Соссюра и развивающая научные традиции Женевского университета (самоназвание существует с 1908). Первое… …   Лингвистический энциклопедический словарь

  • текст —         ТЕКСТ понятие лингвистики, получившее общеметодологическое и междисциплинарное значение в современной философии и науке. Гуманитарные науки, следуя естественнонаучному идеалу знания, обозначили свою специфику путем выделения специального… …   Энциклопедия эпистемологии и философии науки


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»